Независимая оценка в социальной сфере

Независимая оценка качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (согласно закону №392 ФЗ)

info@nez-oc.ru
+7 (342) 211-08-80
Cвязаться

Получать новые материалы на e-mail:

Независимая оценка и государственный социальный заказ: могли бы они встретиться?

Независимая оценка сможет оказаться важной для одной заметной реформы, которая постепенно разворачивается в России.

В сентябре 2020 года вступил в силу федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере». Он продолжает трансформировать сферу услуг в социальной сфере, которые предоставляются за бюджетный счет. На предыдущем этапе изменений произошел переход от сметного финансирования к государственным заданиям, введены новые типы учреждений (бюджетные, казенные, автономные). Сейчас речь идет об обеспечении систематического доступа негосударственных организаций к оказанию государственных и муниципальных услуг.

Кроме государственных заданий вводятся еще два универсальных способа организации оказания услуг и привлечения негосударственных поставщиков – конкурс (не в рамках привычного 44-ФЗ) и социальный сертификат. Закон действует в пилотном режиме до конца 2024 года, и только в отдельных регионах и только по отдельным направлениям.

Общий смысл перемен: через улучшение условий для оказания государственных услуг негосударственными поставщиками усилить конкуренцию между поставщиками и увеличить доступность и качество услуг в социальной сфере.

Если спуститься на уровень конкретных процессов, то речь идет о том, что каждый отраслевой уполномоченный орган власти должен принимать решение: какие услуги для населения и в каком объеме он будет «производить» силами подведомственных учреждений, а какие и в каком объеме будет «покупать» – у негосударственных поставщиков. Важно отметить, что термины «производить» или «покупать» условные, потому что из бюджета оплачивается и то и другое, и должно оплачиваться в одинаковом размере.

Инициатором реформы – федеральным Минфином – предложена схема подхода к тому, как эти решения принимать. Она закреплена в Постановлении Правительства РФ № 1891 от 19.11.2020 касательно социального заказа федеральных органов власти и, насколько можно видеть, без изменений повторяется в региональных нормативных актах.

Орган власти должен ориентироваться на значения двух показателей:

  • доступность для потребителей конкретной государственной услуги, оказываемой государственными учреждениями;
  • количество негосударственных поставщиков этой же услуги.

Доступность для потребителей может быть “низкой” или “высокой”, количество негосударственных поставщиков может быть “значительным” или “незначительным”.

Та или иная комбинация этих значений ведет к решению применить государственное задание или отбирать негосударственных исполнителей услуг. Например, если негоспоставщиков конкретной услуги, готовых работать на этой территории, много, их количество – “значительное”, то нужно использовать конкурс и/или сертификат, а не государственное задание для учреждений. (Конечно, важный вопрос – что значит “значительное”, это сколько? Но здесь его не затрагиваем.)

А вот если доступность услуги для потребителей “высокая”, а количество негосударственных поставщиков “незначительное”, то орган власти должен ориентироваться на результаты независимой оценки качества условий ее оказания (если проводилась в последние 3 года). В случае если значение удовлетворенности условиями оказания услуг составляет от 0 до 51 процента (включительно), то должен быть отбор исполнителей (конкурс, сертификат). А если от 51 до 100 процентов, то формируется государственное задание. Смыл схемы понятен – когда у людей нет проблем с доступностью услуг учреждений, но они недовольны их качеством, то надо привлекать негосударственных поставщиков.

Но эти уровни значений – меньше / больше 51 процента удовлетворенности – фактически обессмысливают обращение к результатам независимой оценки. Если посмотреть на данные итоговой оценки качества условий оказания услуг за 2018-2020 годы по организациям на сайте https://bus.gov.ru/ , то картина следующая. Организаций (совокупно, по всем сферам), которые получили по удовлетворенности оценки удовлетворительно (40-60%), ниже среднего (20-40%) и неудовлетворительно, всего 70 штук, что составляет 3,38 % от общего числа тех, что получили оценки. Эти цифры на 5 марта – дальше они будут меняться, потому что размещение информации идет прямо сейчас, но едва ли они сильно изменятся. Более подробные данные, чтобы можно было посчитать количество организаций, получивших оценку меньше 51% сейчас недоступны. В любом случае, вышеописанную схему выбора между госзаданием или отбором применять просто не к чему, количество ситуаций, организаций и услуг, где люди очень низко оценивают собственную удовлетворенность очень мало.

Та же картина, если посмотреть на общую оценку по всем параметрам (удовлетворенность – только один из пяти). Организаций с оценкой меньше 60 процентов всего 72 – это 3,43 % от общего количества оцененных. Куда более проблемным параметром является доступность услуг, здесь оценку ниже 60 процентов получили 1252 организации, это 59,62%. Но как раз результаты независимой оценки по доступности использовать в рамках социального заказа не предписывается.

Одна из очевидных причин такого положения вещей может заключаться в реформе системы независимой оценки, которая случилась в 2017 году – унификация параметров, методического инструментария, бальной оценки, отказ от дополнительных (региональных) параметров, и фактическое превращение независимой оценки в обязательный, но, во многих случаях, малосодержательный процесс. До 2017 года результаты были другие. Оценка по удовлетворенности (удовлетворительно и хуже) была дана 55,9 процентам организаций (124283 из 222037).

Что из этого следует? Внедрение социального заказа – важный и непростой процесс. Важно, чтобы был в наличии дополнительные инструменты для принятия продуктивных решений. Но в нынешней конфигурации независимая оценка качества условий оказания услуг не может сыграть роль такого инструмента. Чтобы это изменить, можно – это в общем в полномочиях регионов – пересмотреть значение порога удовлетворенности (то есть сделать не 51 процент, а выше). Но может быть еще важнее сделать саму оценку более качественной и релевантной фактической ситуации.