Независимая оценка в социальной сфере

Независимая оценка качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования (согласно №256-ФЗ от 21 июля 2014 года)

info@nez-oc.ru
+7 (342) 211-08-80
Cвязаться

Получать новые материалы на e-mail:

Независимая оценка, безусловно, является разновидностью общественного контроля и имеет большое количество общих черт, в связи с чем, многие склонны путать эти два направления деятельности. Конечно, в основе этих форм общественного участия лежит оценка какого-либо процесса, объекта по определенным параметрам. Однако есть существенные отличия. Попробуем разобраться.

Во-первых, независимая оценка — это инициатива «сверху», то есть инициатива власти, активно подхваченная и осваиваемая некоммерческими организациями. Поэтому ее процедура регламентирована и закреплена в нормативно-правовых документах, а ее результаты встроены в систему государственную систему информирования.

Во-вторых, отличие в ограничении объекта оценки. Независимая оценка может быть проведена только в отношении организаций, оказывающих социальные услуги в сфере здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физкультуры и спорта. Проведение гражданского контроля может касаться различных сфер общественных интересов: качество работы общественного транспорта, качество дорог и др.

В-третьих, независимой оценке подлежит только та часть организации оказания услуг, которая связана с удобством получения услуг для граждан. То есть, нельзя как в гражданском контроле определить любой круг проблемных вопросов в работе организации или в отрасли и провести оценку по данному вопросу. В систему показателей процедуры независимой оценки входят только те, которые относятся к полномочиям самой социальной организации, то есть решения по ним принимает администрация организации, а кроме того, показатели способны охарактеризовать такие критерии качества работы организации, как открытость и доступность информации об организации; комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации; удовлетворенность граждан оказанными услугами.
При проведении общественного контроля такой жесткой привязки нет, круг вопросов шире. Выявляется общественно значимая проблема, которая впоследствии должна быть решена в рамках имеющихся полномочий органов власти, муниципалитетов или самих организаций. При этом в каждом конкретном случае предмет гражданского контроля может различаться.

В-четвертых, различие в объеме исследования. Независимая оценка проводится в отношении всех организаций в каждой социальной сфере. Гражданский контроль работы социальных организаций чаще проводится выборочно и не ставит себе цель охватить большое количество учреждений.

В-пятых, независимая оценка предусматривает оценку качества в динамике, то есть предусматривается возможность сравнения организаций между собой и сравнения динамики изменений показателей по одной организации. Гражданский контроль такой задачи перед собой не ставит и направлен в первую очередь на выявление нарушений прав в каждом конкретном случае.

В-шестых, отличия в фиксации результатов оценки. Независимая оценка, как и гражданский контроль, предусматривает составление рекомендаций по исправлению выявленных недостатков и повышению качества оказания услуг для каждой организации по итогам оценки. Отличие в том, что независимая оценка в качестве результата предусматривает так же составление сводного рейтинга по всем организациям, прошедшим процедуру оценки.

В-седьмых, различия в финансовом и организационном сопровождении. Орган исполнительной власти региона, уполномоченный на проведение независимой оценки, наделен ответственностью по организационному сопровождению работы общественного совета при проведении независимой оценки, а так же финансированию работы организации-оператора.

Резюмируя можно отметить, что процедура гражданского контроля направлена на выявление случаев нарушения прав, их устранение, как на уровне отдельной организации, так и путем системных изменений, которые будут способствовать предотвращению нарушений в будущем. При этом спектр методов, которые могут использовать инициаторы гражданского контроля не ограничен, помимо взаимодействия с лицами, принимающими решения, практикуется так же обращение в СМИ, к общественности, в прокуратуру и другие методы. Независимая оценка проводится для совершенствования условий предоставления услуг с учетом доступности и удобства получения услуги для граждан, оценки уровня удовлетворенности потребителей. Для достижения этих целей приоритет отдается методам конструктивного взаимодействия с администрацией учреждения по изменению ситуации и настройке потребительского качества.